Ш К О Л А
FIAT LUX!
(выражение, встречающееся
в литературе в латинском
написании)
В конце лета 1933 года отец повел меня устраивать в школу. Я не случайно пишу устраивать, так как возникли трудности с моим возрастом: принимали только тех, кто родился в 1925 году. Я не добирал шесть дней, был уже 1926-й год, и дело надо было решать особо. Предстояло собеседование с педологами (их, примерно, через года полтора обвинили в каких-то антимарксистских грехах и разогнали, хотя занимались они, говоря современным языком, тестированием и профориентацией). Сначала я отвечал на вопросы, их задавали две тетеньки-педологи в белых халатах, отец подбадривал меня улыбкой. А затем мне показали большой картонный циферблат с подвижными стрелками. Я его до сих пор мысленно совершенно отчетливо вижу!
Ну, ответь на последний вопрос: сколько времени?
Тогда я узнавал время только по маленькой стрелке, большой я ещё не умел пользоваться. Я сказал, что половина третьего и замер... Одна из теть, немного помедлив, добрым голосом заметила:
Пожалуй, ты прав.
А я-то до сих пор вижу, что большая стрелка стояла на тридцати трех минутах!
После этого мы с отцом пошли покупать грифельную доску и грифели, а на другой день мама принесла мне грифельную тетрадь. Это была тетрадь нынешнего формата, но с плотными черными страницами (их, кажется, было всего шесть), на которых следовало писать грифелем. Записанное можно было стирать влажной тряпочкой и тут же писать снова.
Помню, что на обложке тетради был портрет Ленина и его слова: "Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество". Эти слова меня не очень воодушевляли. Знание всех богатств, которые выработало человечество, это сколько же лет пройдет, пока их выучишь! Да и потом, как определить, что богатство, а что нет? А ведь до этого, значит, я недостойный человек? Надо сказать, что эта мысль время от времени меня преследовала класса до пятого. После поступления в школу время для меня однозначно стало делиться на "когда я учился в таком-то или таком-то классе". Например, в военно-морской кружок в школе, я ходил в пятом классе.
Первой моей учительницей в школе была Клавдия Васильевна, энергичная и веселая женщина с веснушками и крупными рыжими косами, уложенными вокруг головы. Ребята ее чуть побаивались и любили. Организационнно школа несколько отличалась от сегодняшней. До четвертого класса включительно школа называлась начальной, по седьмой неполной средней, по десятый средней. Так вот, учился я с первого класса по седьмой, как было написано на школьной вывеске на воротах, в Неполной Средней Школе № 1 Л.О.Н.О. (Ленинского отдела народного образования). Помещалась она в Большом Толмачевском переулке за прекрасной чугунной оградой (мы гордились, что это чудо литейного искусства) в желто-белом здании с классическим портиком. Сейчас там находится библиотека.
Переводные экзамены тогда начинались с четвертого класса и были в каждом классе после него, то есть до десятого. Отметки ставились не цифрами, а словами, от "очень плохо" до "отлично". Были тогда и второгодники, ничего особенного...
Одно из впечатлений, сохранившееся от первого класса, связано с детской книжкой с картинками большого формата. Она называлась, если мне не изменяет память, "Детям о Ленине". В ней были в доступной и образной форме выражены идеи революции. С ее страниц смотрели на читателя рабочий с молотом у наковальни, красноармеец в лаптях и в буденовке, крестьяне в вышитых рубахах и тоже в лаптях, бабы в сарафанах и платках. Были нарисованы еще и лошаденки с сохами, и бедные избы, и заводы с высокими трубами и дымом из них. И на каждой странице портрет или фигурка Ленина в его знаменитой кепке. И под каждой из картинок по одной-две строчки текста. Этой книжки у меня не было, а Клавдия Васильевна говорила, что ее надо обязательно прочитать. Выход нашелся естественный: одна девочка из нашего класса сказала, что даст мне книжку домой, но сначала спросит у родителей. На следующий день книжка была у меня, и вечером бабушка (она уже болела) прочитала ее мне.
Мне запомнилось почтение к Ленину оно было в голосе бабушки и ее разъяснение о бедных и богатых. Если его сжать до предела, то оно состояло в следующем: бедные это хорошие, богатые это плохие. Бабушка произнесла одну из своих пословиц:
От трудов праведных не наживешь палат каменных.
Именно с самого раннего детства и было у меня представление, что всякое богатство неправедно, и оно неотъемлемо от эксплуатации. Слово эксплуатация было, пожалуй, третьим иностранным словом, совершенно освоенным после слов "революция" и "коммунизм". Четвертым было "индустриализация".
Школьники того времени заметно отличались от нынешних. Во-первых, не было формы. Каждый был одет по-своему. Как правило, мальчишки ходили в пиджаках, а девчонки в платьицах и кофточках. Важно было, чтобы воротнички и руки были всегда чистыми. Во-вторых, никаких украшений, кроме значков. А они были только с Лениным и Сталиным или оборонные. Пионерские галстуки носили каждый день, их не завязывали узлом, а для них выдавался специальный зажим, на котором было красное пламя над пятью поленьями и полукруглая надпись: "Всегда готов!". Это был символ света III интернационала над пятью континентами.
Писали только стальными перьями "86" и фиолетовыми чернилами. Дежурный по классу перед началом уроков должен был проверить, есть ли на каждой парте в чернильнице чернила. Особо аккуратные девочки, вроде моей соседки по парте Вавочки, носили из дому стеклянные чернильницы-непроливайки. Уроки чистописания были, кажется, даже и во втором классе.
Тогда все носили галоши или боты, поэтому мы привязывали мешки для них к вешалке пальто и так сдавали в раздевалку, а получив обратно и надев галоши, мешки не отвязывали, хотя нас за это ругали и дома, и в школе.
Парты в классе стояли тремя рядами. Каждый ряд был пионерским звеном и выбирал своего звеньевого. Все звенья, то есть класс, составляли пионерский отряд. Отряд выбирал председателя совета отряда. В совет входили звеньевые и редактор стенгазеты. В отряд назначался и вожатый из старшеклассников. Эти ребята были очень ответственными и серьезными. Надо сказать, что без учителей мы даже ездили в короткие походы на электричке за город (мы тогда учились в пятом классе, а наш вожатый был из седьмого) или на какой-нибудь завод, скажем, имени Владимира Ильича, где когда-то на него эсерка Каплан совершила покушение...
Еще одна интересная особенность: не имело абсолютно никакого значения, кто у кого родители. Я не помню, чтобы этот вопрос когда-нибудь даже возникал: мы ходили друг к другу, видели отцов и матерей своих школьных товарищей, нас усаживали пить чай или угощали яблоком, но вот кто был отец или мать у Павки С., Жорки Г., Сережки Г., Клавочки Ш., Вавочки Щ., Лиды Д., Жени А., Тольки Л. и других, хоть тресни, не знаю! Это объяснялось, конечно, тем что мы близко от школы жили на Старомонетном, Лаврушенском, Толмачевском, Ордынке, Пятницкой, Полянке и Кадашевской набережной и жили в общем-то в похожих коммунальных квартирах с примерно одинаковым бытом, но, я думаю, что еще и время было такое .
В школе были не только учительницы, но и учителя! Учитель географии Сергей Иванович был высок ростом, несколько грузен и обладал великолепным басом. Был он строг, но когда бывал в особенно хорошем настроении, то повергал наши детские души в совершенный восторг: глядя прямо на класс, он, не оборачиваясь, безошибочно указкой обводил моря и горные массивы на карте, висевшей на классной доске у него за спиной! Жил Сергей Иванович во флигеле рядом со школьным двором. Я думаю, что он жил там еще тогда, когда наша школа была Шестой мужской гимназией. В четвертом классе историю преподавал Иван Тимофеевич. Он был помоложе, но, я думаю, преподавать стал тоже еще до революции. Историю он любил и был, как бы мы сейчас сказали, мастером своего дела. На уроках у него было интересно и весело, этому способствовала его мнемоническая система. Так он говорил:
Запомните: ДВВ. Это значит, что принятие христианства на Руси было в девятьсот восемьдесят восьмом году. ДВВ!
Так я запомнил с тех пор ДВВ и ни разу не мог забыть. Очень легко у него было запомнить последовательность нашествий кочевников:
Хозары-угры-печенеги-половцы. Еще раз повторяю: хозары-угры-печенеги-половцы!
Но, все-таки, уже и тогда учительниц было больше, чем учителей.
В школу мы с Вилькой, ходили с удовольствием. И вовсе не для того, чтобы "овладевать знаниями", в школе было интересно. Там была своя ребячья жизнь: мы узнавали новости, встречались (тогда не говорили "общались") со своими приятелями, занимались разными проделками, играли на переменках в "колдунчики", "отмерялы" или "чеканку", устраивали "кучу-малу" в нише бывшего камина в актовом зале, откуда нас постоянно прогоняли дежурные преподаватели и старшеклассники. С пятого класса нас уже стали понемногу интересовать девочки. Если бы тогда спросили, почему мы с удовольствием выпускаем стенгазету, мы бы, конечно, не ответили, что потому, что в редколлегии были Клавочка, Вера и Вавочка. Но, тем не менее, это было так. Я думаю, что радостное восприятие школы объяснялось еще и тем, что мы с Вилькой хорошо учились. У нас не было страха получить плохую отметку или боязни, что вызовут к доске. Конечно, были волнения перед контрольными, но не такие уж сильные. Домашние задания я делал только письменные, все остальное время до школы читал и гулял с Вилькой (его заставляли делать и устные домашние задания, хотя, по-моему, он вполне мог обойтись без этого, но он обещал своей маме и честно тратил на это минут 30-40).
Если максимально обобщить полученное в школе, уловить то, что в известной мере предопределило дальнейшее мировосприятие, то оказывается этим нечто было влияние двух человек Марии Дмитриевны и Александры Федоровны; Мария Дмитриевна была нашим классным руководителем и преподавала математику, а Александра Федоровна литературу. Кроме того, цельному взгляду на окружающую действительность послужило последовательное "прохождение" обществоведения, истории и конституции СССР.
Мария Дмитриевна была ярким человеком, и ее влияние было влиянием личности,
а не предмета преподавания, в то время как литература и общественные предметы
давали непротиворечивую тогда основу для миропонимания. Схема, в которую укладывалась
литература, была приблизительно такой. Когда-то давно была древнерусская литература,
она была связана с Византией и, самое главное, была неразделима с религией.
Так что неинтересно. Потом в Западной Европе было Возрождение, а у нас татаро-монгольское
иго. За ним, вроде, тоже ничего примечательного не было, литература была духовной.
И только при Петре I возникает, притом сразу, литература в современном понимании,
она тогда называлась светской. И пошли: классицизм, сентиментализм, романтизм
и критический реализм. Критический реализм это уже перед революцией.
Лучшие писатели тогдашние Пушкин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко,
В.М.Гаршин критиковали капитализм и самодержавие, но на высшую ступень подняться
не смогли. А высшая ступень это социалистический реализм. Он мог появиться
только после Великой Октябрьской социалистической революции, в которой победил
пролетариат. У нас есть великий пролетарский писатель Максим Горький. Он велик
тем, что социалистический реализм предвидел еще до революции: тогда он написал
роман "Мать", который хвалил Ленин. А сейчас социалистический реализм
расцветает: Серафимович, Фурманов, Демьян Бедный, Шолохов, Маяковский. Мне было
совершенно понятным назначение социалистического реализма. Если писатели будут
писать так, как надо, то социализм (первая фаза коммунизма) быстрее наступит.
А если будут говорить, что это не так и то не эдак, то можно разувериться и
ничего не построить. Слово социалистический реализм было магическим словом.
Схема для истории была совсем короткой. Вся история, это история классовой
борьбы. Угнетенные бедняки (Спартак, Робин Гуд, Ян Гус, Степан Разин, Пугачев...)
все время терпели поражение, потому что у них не было руководителя
пролетариата. Он появился вместе с капитализмом как его могильщик, и здесь уже
начались победы угнетенных. Первый раз они (угнетенные) чуть-чуть не победили
в Парижской коммуне, но их предали, да и опыта еще не было. А вот в Октябрьскую
революцию мы уже победили, с нее-то и начинается история, то есть социализм.
А что было до нее, это по-настоящему только предыстория: первобытно-общинный
строй, рабство, феодализм, капитализм. Если о греках с римлянами и славянах-язычниках
в школе хоть что-то рассказывали, то христианская составляющая человеческой
цивилизации и культуры со своей громадой образов и языка не просто пропала,
но и была осуждаема. Мне тогда это было совершенно понятно: во-первых, это религия,
"опиум для народа", а во-вторых, и хорошо: учить меньше.
Вилька, Никитка и я много читали, особенно "про рыцарей". Был период, наверное в шестом классе, когда других книг мы и в руки не брали. Все началось с "Трех мушкетеров". А потом пошли "Айвенго","Жакерия","Хроника времен Карла IX", "Квентин Дорвард", "Дон Кихот", "Князь Серебряный"... Попутно скажу, что моему огорчению не было предела, когда дочитав Сервантеса, я узнал, что Дон Кихот рыцарем был только воображаемым, настоящих, т.е. "боевых", рыцарей уже не было. С нетерпеньем ждал я урока истории, когда Лидия Ивановна должна будет, как она обещала, рассказывать о крестовых походах. Каково же было мое разочарование, когда на этом уроке рыцарям было уделено всего минут двадцать:
У меня больше нет времени, сказала Лидия Ивановна как-то смущенно улыбнувшись.
Когда я рассказал об этом Вильке (он болел тогда и не был в школе), ему никак не верилось, что так может быть. Я думаю, что наше огорчение было вызвано и еще одним обстоятельством. В Никиткиной семье существовало предание, что один из основателей рода Моллесонов (шотландец, сын Молли) был пожалован в рыцари, когда отличился при штурме Иерусалима.
К одному из удивлений школьного периода относится вот какое. На одном из уроков Александра Федоровна с упоением прочитала нам пушкинский "Памятник". А мне после этого стало как-то неудобно: почему же Пушкин сам себя хвалит? Я даже об этом на переменке сказал Александре Федоровне. Она стала говорить о роли Поэта, но, видимо, почувствовав, что я не понимаю, сказала просто, что это перевод оды Горация. Это уже было понятнее, но сомненья оставались: а как же "...по всей Руси великой"?
Мне потребовалось четверть века, чтобы понять, что это не самовосхваление, а
естественное проявление свободного духа свободного человека, изначальной самоценности
каждой человеческой личности.
Что такое личность, я, как это не парадоксально, узнал от преподавательницы математики больше, чем от Александры Федоровны, которая вела у нас и литературу и русский язык. Мария Дмитриевна, объясняя нам самих себя, говорила, что каждым человеком руководят разум и эмоции. Разум можно представить упряжкой белых лошадей, а эмоции или чувства вороными. Искусство человеческого поведения и состоит в том, чтобы белые и вороные кони шли ровно... Мы слушали, и было тихо-тихо. Ведь так интересно, когда тебе рассказывают о тебе самом. В те годы лошадей в Москве было больше, чем автомобилей, и мы знали, что вороные лошади горячее белых. Было понятно, что и управлять вороными труднее. И мы понимали еще то, что рассказывает Марьяша (так мы иногда называли Марию Дмитриевну между собой), все это не просто так, а потому, что в шестом классе мальчишки стали смотреть на девчонок не так, как раньше. И наоборот тоже.
У Марьи Дмитриевны был четкий красивый почерк. Вычерчивая на доске геометрические построения, она обязательно пользовалась цветными мелками, так что к концу урока текст и чертежи даже было жалко стирать. Я не помню, чтобы у нас в классе у кого-то были неприятности с математикой, хотя, конечно, не все ее любили. Безусловно, у Марии Дмитриевны был педагогический талант. Она умела пробудить любопытство. Однажды вроде бы случайно она написала на доске: SIC TRANSIT GLORIA MUNDI. И рассмеявшись, сказала:
Это латынь, но я не знаю, что это значит!
Какой это вызвало ажиотаж! Где только мы с Вилькой не искали перевод, впрочем, искали и другие ребята. Но все мы тогда не понимали, как проходит слава мирская.
Приведу еще удивленья тех лет. В 1935 году были введены маршальские звания. (Хорошо, что не фельдмаршальские, как при царе!). В 1937 году на новых банкнотах появился портрет Ленина. (А ведь он говорил, что денег при коммунизме не будет!). В 1940 году появились генералы и адмиралы. (А ведь в Революцию генералы были только у белых и, вообще, Колчак был адмиралом!).
Источником этих удивлений послужил поворот политики ожидания Мирового Октября и его подготовки к политике Абсолютного Государства и его укрепления (т.е. победы социализма в одной отдельно взятой стране). Этот период начался с тридцатых годов. Что дело обстояло именно так, я стал понимать гораздо позднее, а тогда мое сознание, впитав сначала "Октябрь" естественным диссонансом удивленья, отметило признаки замены его "Государством". Конечно, эта замена сначала никак не провозглашалась, ведь государство должно при коммунизме отмирать. Менялись акценты: все реже встречалось слово свобода, а вместе с ней и равенство. Празднование дня Парижской Коммуны становилось как-то все более тусклым. Слово братство куда-то исчезло и возвратилось уже во время войны как братство по оружию. Все реже упоминалось, что "Рабочие не имеют отечества"11, потихоньку начали обретать гражданство слова родина и патриот.
Официальная, так сказать общественная, жизнь в школе не воспринималась принудительной.
Я с удовольствием участвовал в самодеятельности. Помню пьесу о немецких подпольщиках,
где я играл шуцмана. Ставили мы ее в бывшей церкви Косьмы и Дамиана. В школе
ставили даже музыкальные пьесы. В одной из них (о пограничниках и басмачах)
Вилька исполнял главную роль и очень хорошо пел. Аккомпанировал ему наш учитель
пения. А я пел из рук вон плохо, поэтому у меня была роль красного командира,
произносившего всего одну фразу: "Товарищи, вперед, в погоню!".
Инсценировали мы (так тогда это называлось) и "Главную улицу" Демьяна
Бедного. До сих пор помню:
В мире подобного нет безобразия!
Темная масса!
Татарщина!
Азия!
Хамы!..
Мерзавцы!..
Скоты!..
Подлецы!..
Часто приходили к нам известные писатели и поэты. Они жили в Доме писателей, рядом со школой. В актовом зале было очень весело, когда В.Ардов читал свои фельетоны, слушали мы внимательно и стихи И.Уткина и А.Барто. Уткина мы с Вилькой иногда встречали на Полянке и здоровались с ним. Он, очень молодой, непривычно серьезно отвечал на наши приветствия и даже слегка раскланивался. Стихи Барто часто передавались по радио, но вот нам первым, еще до передачи, она прочитала свое стихотворение о передвижении, впервые в Москве, дома на Болоте напротив Дома Правительства. Это был новый дом, с аптекой, построенный уже после революции, но мешавший новому Каменному мосту. Ну, а "Мы с Тамарой ходим парой, санитары мы с Тамарой", вся школа знала наизусть... Интеллигенция меня по-прежнему интересовала. В докладе Сталина о Конституции я с удовольствием прочел, что "Интеллигенция стала равноправным членом социалистического общества", но в самом тексте Конституции опять говорилось только о двух классах (рабочие и крестьяне), из которых состоит советское общество. Опять какая-то прослойка!..
Конституцию СССР в седьмых (самых старших) классах преподавала Софья Ивановна, директор школы. Директором она стала тогда недавно и была заметно лучше одета (в "заграничное"), говорили, что она член партии и до этого несколько лет работала в Монголии. Запомнилось, что она очень свободно и убежденно излагала материал. Как-то на уроке, когда говорили о коммунизме и о собственности, общенародной и колхозно-кооперативной, Софья Ивановна сказала, что вся собственность станет общенародной, все будет общее. Мы с Вилькой и еще кажется с Фимкой, никак не могли понять, как же это "все будет общее". У меня в то время как раз появилась авторучка, и я никак не мог найти выход из дилеммы: я всей душой за коммунизм, но я хочу, чтобы ручка была только моей. Это было так понятно: я ее берегу, а вот, скажем Иванов, будет втыкать ее пером в парту... Не очень уверенно, как мне показалось, Софья Ивановна сказала, что личная собственность и при коммунизме останется.
Необходимость общественной собственности была явной: на любом производстве столько народу! Взять хотя бы всем нашим ребятам известные МОГЭС, "Красный Октябрь", Дунаевку... Представления о частной собственности были тоже очень определенные. Она у капиталистов. Капиталист, он же буржуй, он же миллионер, все время глядел на меня с плакатов майских и ноябрьских демонстраций и с газетных карикатур. Это был толстяк в цилиндре, в жилете с золотой цепью на животе и с золотыми зубами, постоянно жующий то ли ананас, то ли рябчика, и ничего не делающий, а просто сидящий на мешке или мешках с деньгами долларами или фунтами стерлингов. А ничего не делал он потому, что он враг трудящихся.
Позднее, прочитав у И.Эренбурга описание американских миллионеров (скромно
одетые, предпочитающие простоквашу люди, зачастую с потрепанными записными книжками),
я с трудом мог их совместить с образом, оставшимся с детства. Пожить подольше
хотят, вот и едят простоквашу так я тогда их совместил. Лишь много позже
я смог определить моего детского капиталиста как глупого рантье. А в седьмом
классе ни о каком предпринимательстве, ни о каком управлении экономикой, ни
о каком риске и ответственности и мысли не было. Мир был простым и ясным: мы
и они. В конце концов наши братья по классу, пролетарии всех стран, просто голодные
и нищие. Поэтому и будет Мировой Октябрь.
Догма о том, что все началось с 17-го года, (все хорошее!) была великолепна:
в школе лермонтовское "Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения
и Славы палачи!" воспринималось не только как протест поэта против самодержавия,
не только как яростная скорбь о погибшем Пушкине. Подтекст был: сейчас мы свободны,
нет никакого царя, гений и слава воцарились на нашей Советской Родине. Есть,
конечно, еще враги народа, но и их Сталин уничтожит...
Несколько выше я уже упоминал о замеченном мною в тридцатых годах переходе от "Октября" к "Государству". Для меня этот переход был связан еще с таким удивлением: зачем это А.Н.Толстой написал книгу "Петр I"? Это же о царе, даже об императоре (империализм!). Потом вышла кинокартина "Александр Невский". Опять князь, ведь это почти что царь. Попутно скажу, что нас с Вилькой очень разочаровали ведрообразные шлемы немецких рыцарей. Мы рассчитывали увидеть изящные шлемы с плюмажами и поднимающимися забралами, описанные Вальтером Скоттом и изображаемые на гербах. В те же годы стали говорить о "прогрессивной роли" Ивана Грозного в борьбе с боярством, которое было "реакционным". И об Александре I, как победителе в Отечественной войне 1812 года... Все это как-то не умещалось в лозунг Октябрьской революции "Долой самодержавие!". Последним удивлением в этом ряду были цветы на надгробье Петра I в Петропавловском соборе, которые я увидел в 1944 году. Надо заметить, что цветы лежали только у Петра I, на остальных гробницах их не было.
Школьный седьмой класс я окончил в 1940 году и получил аттестат. К большой маминой (да и моей тоже) радости в нем были одни отличные отметки.